Ответственность участников и руководителей теперь закреплена в ГК РФ
Новая статья ГК РФ — 53.1, которая вступит в силу с 1 сентября 2014 года. В ней закреплена ответственность участников, руководителей и лиц, определяющих действия юридического лица.
Статья эта принципиально новая, так как раньше был лишь п. 3 ст. 53, в котором достаточно сжато указывалось на то, что лицо, действующее от имени организации, действует разумно и добросовестно в ее интересах, и обязано по требованию участников возместить ему убытки в случае их причинения. То есть предыдущая редакция ГК указывала на возможную ответственность руководителя юр. лица.
Теперь же в статье даны более унифицированные нормы к различным ОПФ. Указано, что лицо, действующее от лица и в интересах организации, осуществляет свои полномочия в соответствии с учредительным документом (который теперь один у каждого вида ОПФ), законом или иным правовым актом. Указанное лицо несет ответственность, если будет доказано, что оно действовало неразумно и недобросовестно в интересах организации. В том числе и за то, если его действия, а также бездействие, не соответствуют обычному гражданскому обороту или обычному предпринимательскому риску.
Эту же ответственность несут и члены коллегиальных органов юр. лица, кроме тех, кто голосовал против принятия рискованного решения, либо вообще отказался от голосования.
Интересен пункт 3 данной статьи. В нем указано, что
лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу
Применительно к ООО, это его участник (или участники).
Получается, что изменения в ГК РФ будут закреплять ответственность в том числе и участников хозяйственного общества. Раньше подобная норма была только в ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и применялась она только в сфере банкротства.
При всем при этом, и руководители юр. лица, и контролирующие их лица, несут ответственность по возмещению причиненных ими убытков солидарно (п. 4 ст. 53.1).
Также интересны нормы, содержащиеся в пункте 5 ст. 53.1. Там указано, что невозможно заключить соглашение с лицом, фактически контролирующим организацию, которым может быть предусмотрено устранение или ограничение его ответственности. С руководителями немного сложнее. В непубличных обществах нельзя в соглашении исключить или уменьшить ответственность руководителя за недобросовестные действия, а в публичном — еще и за неразумные действия.
Итак, нормы унифицированы, осталось привести сами законы о юр. лицах в соответствие с ГК РФ.
А теперь о том, нужны ли эти поправки. Безусловно, нужны. По сути, у заинтересованных лиц появляется инструмент для привлечения к ответственности не только руководителя организации, если он своими действиями нанес ей убытки, но и участника, который давал ему такие указания. Конечно, если докажут такую связь.